Некоторые уроки развития дорогостоящего жилища
К началу XX столетия на рынке жилья России произошел качественный перелом – в обеспеченных слоях общества резко возрос спрос на комфортабельные квартиры в получивших широкое распространение доходных домах с весьма высоким даже по нынешним меркам уровнем проживания.
За кратчайший в историческом плане период – практически лишь за вторую половину XIX столетия – «барская» модель городского жилища стала своего рода эталоном для новых квартир бурно развивающегося среднего класса. Одновременно в России, как впрочем, и в других развитых странах, начался процесс постоянного и последовательного повышения требований к жилищу, когда «среднеимущие» слови населения постоянно стремились к обладанию все более высококачественными квартирами, высвобождая при этом свои прежние для заселения «малоимущими» семьями.
Так, или примерно так, с начала прошлого столетия начался процесс повышения качества жизни в жилом доме, который являлся как для инвесторов, так и для архитекторов – жилищников стимулом постоянного совершенствования механизма такого обновления.
Социальные потрясения и разрушительные войны заставили нашу страну перейти от качественных оценок массового жилищного строительства к количественным, что на долгие годы приостановило процесс постоянного совершенствования жилища. Решая важные социальные задачи, государство законодательно ограничило не только количество типов квартир, но и установило жесткую норму заселения в них, что практически было несовместимо с постоянной ротацией качества квартир, возможной лишь при наличии фонда свободного жилища, продающегося или сдающегося в аренду по законам рыночной экономики.
В последнее десятилетие экономические реалии страны вновь стали отражаться, в том числе и на свободном рынке жилья, что немедленно породило большое разнообразие жилищ «на любой вкус». Загородные коттеджи, городские особняки, блокированные и многоэтажные многоквартирные дома, в том числе элитные, часто с пентхаусами и достаточно развитой системой внеквартирных помещений стали практикой повседневного архитектурного творчества.
При этом параллельно с жесткой дифферернциацией общества по уровню получаемых доходов снова, и даже сильнее чем в начале столетия, архитекторы стали ощущать диктат состоятельных и, особенно, очень состоятельных людей, заказывающих жилище по своему вкусу, а часто и по своему капризу. Даже беглый анализ уже построенного элитного жилища, а также вновь заказываемого архитектурным фирмам показывает огромный разброс требований заказчиков, которые следует сгруппировать хотя бы в общем виде.
Прежде всего, обращает на себя внимание общий рост полезной площади жилища всех типов, который требуется его новым владельцам. Эта прибавка является как следствием увеличения абсолютных размеров традиционных жилых и подсобных помещений, так и появление новых.
Вторая заметная особенность новых требований к жилищу связана с планировочными особенностями квартиры или дома, обеспечивающими повышение комфорта проживания. Здесь и вопросы группировки жилых и подсобных помещений с отработкой их наиболее логичных взаимосвязей, и появление новых помещений, таких, как обширная гардеробная при спальне или игровая комната при детских.
Третьей особенностью требований заказчика дорогостоящего жилища следует назвать комплекс мероприятий, связанных с экологической безопасностью, непосредственно влияющей на здоровье человека. В коттедже или блокированном домке, как правило, заказывается группа помещений, центром которых является сауна, иногда оборудованная бассейном, а при квартирном расселении – санитарный узел. Последний, многократно увеличивающийся по площади, имеет тенденцию превращаться в некий санитарно-оздоровительный комплекс с ванной, оборудованной гидромассажем, душевой кабиной с функцией турецкой бани, кварцевыми или иными излучателями, тренажерами. (рис. 1, 2)
Нельзя обойти молчанием и тягу современного человека к размещению в интерьере квартиры или дома фрагментов растительного мира как альтернативе ухудшающейся окружающей нас городской среды.
Если в одноквартирном или блокированном жилом доме этот недостаток решается за счет растений на приусадебном участке или «зеленой комнаты», то при заказах на проект квартиры в многоэтажном доме все чаще звучат пожелания о том или ином подобии зимнего сада.
1. Cанузел при спальне в ЖК «Тверской» 2. Комната отдыха при комплексе СПА в жилой резиденции
Научно-технический прогресс, и в частности успехи бурно развивающейся информатики, не могли не повлиять на четвертую группу требований, предъявляемых архитектору, проектирующему элитарные квартиры и дома. Речь идет о восприимчивости дома или квартиры не только к существующим, но и прогнозируемым электробытовым приборам с возможностью легкого управления или даже не расстоянии. Результаты исследований последнего времени, объединенные понятием «умный дом», позволят прогнозировать развитие планировочных параметров жилища в обозримой перспективе.
Пятой особенностью дорогого жилища является желание заказчика при необходимости его выгодно продать, особенно сейчас, когда идет строительный бум. Это желание заказчика или инвестора заставляет архитектора искать некий усредненный вариант, который может скоро пригодится для формирования фонда свободных квартир в стране.
Вместе с более или менее обоснованными требованиями архитекторов захлестывает поток капризов состоятельных заказчиков, вызванных наверно понятным стремлением к престижу. Задача заключается в том, чтобы вычленить из этого множества вышеописанных предложений те, пусть немногие тенденции, способные влиять на дальнейшее развитие архитектуры жилища и могущие стать основной для определения путей его дальнейшего совершенствования. Об этом приходиться говорить еще и еще раз, помня о важности прогнозирования в области жилищного строительства, способном, в конечном итоге, смягчить дорогостоящие для общества последствия его морального старения, а для новоселов – перманентные заботы по модернизации квартир.
Попробуем, в общих чертах, представить себе возможности изменений качества жизни людей, проживающий в дорогостоящем жилище, пользуясь для этого пилотными исследованиями предпочтений потенциальных заказчиков. В качестве примера динамики развития возьмем рабочую комнату или то помещение в квартире или доме, которое мы еще совсем недавно называли кабинетом. С учетом роста образовательного ценза население и развития наукоемких производств актуальность его использования будет со временем лишь возрастать.
Буквально полтора десятилетия назад человек, регулярно работающий дома, был вполне удовлетворен архаичным набором традиционной мебели, состоящей из двухтумбового стола, книжных шкафов и группы мягкой мебели, организующей так называемый «уголок отдыха». Сегодня оборудование рабочей комнаты насыщено весьма сложными электронными приборами, требующими совершенно иной меблировки. Требования эргономики, поставленные самой жизнь во главу угла, превратили, например, рабочее кресло в целый агрегат, легко меняющийся по желанию владельца высоту сидения, угол отвала спинки и иные параметры, активно снижающие утомляемость при работе сидя. Свободное передвижение этого кресла в пространстве на роликовых опорах диктует совершенно иную и нетрадиционную расстановку мебели в помещении. (рис.3, 4)
Совершенно иным выглядит теперь и требование к размещению рабочей комнаты в плане квартиры ближе к выходу, так как участились случаи посещения хозяина коллегами. Часто заказчики элитных квартир для этой цели приобретают и смежную, чаще всего однокомнатную квартиру. Это позволяет иметь автономные входы как на лестничную площадку, так и в собственные апартаменты. В зависимости от профессиональной деятельности хозяина кухня однокомнатной квартиры может быть приспособлена для работы секретаря или референта, снабжена миникухней для приготовления кофе, а иногда и мини-выставкой изделий или услуг фирмы владельца и т.д
3. Рабочий кабинет в квартире 4. Рабочий кабинет
в ЖК «Воробьевы Горы» в загородной вилле частного заказчика.
Мировая практика показывает, что бурное развитие Интернета позволило значительному числу людей заниматься наукой или даже производственно-коммерческой деятельностью, не выходя из дома, что привело к увеличению больных гиподинамией. В ответ на это у заказчиков дорогостоящего жилища появились просьбы об устройстве в зоне отдыха рабочей комнаты хотя бы примитивных тренажеров. Иногда архитекторы используют прием создания наиболее коротких связей рабочей комнаты и санитарно-оздоровительного комплекса с приданием ему дополнительных, уже спортивных функций.
Несколько иными выглядят просьбы заказчиков репрезентативных коттеджей или вилл, где функция кабинета получила дополнительное, можно сказать, иерархическое осмысление. Располагая рабочую комнату с санитарным узлом и помещением секретаря на первом этаже непосредственно рядом с входом в дом или делая выход на улицу через общий тамбур, хозяин имеет возможностью введения автономных переговоров с посетителем. Наличие второго выхода из этого блока в холл обеспечивает возможностью проведения бесед за столом в помещении рядом с сауной, расположенной в цокольном этаже, куда ведет лестница из холла. Наиболее «доверительный» прием посетителя осуществляется у камина в общей комнате за обедом, в котором принимают участие и члены семьи хозяина дома.
Все сказанное дает, естественно весьма приблизительные представления о возможных путях развития жилища. Но тем не менее, изложенные выше пока еще «штучные» требования к повышению качества жизни в доме и квартире могут стать своего рода программой для массового жилищного строительства.